Четверг, 21.11.2024, 13:45
Приветствую Вас, Гость
 
Главная » Статьи » Жмарёва Наталья Евгеньевна - логопед

"МОЖНО ЛИ УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ, ЕСЛИ НАРУШЕНО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ?"

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. 

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются:

  • сформированность устной речи (достаточный словарный запас),
  • фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза),
  • достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса (запоминание, память).

Если у ребенка нарушена одна из этих составляющих, будут наблюдаться трудности в освоении навыков чтения.

К моменту начала обучения чтению у ребенка должны быть сформирована звуковая система речи, другими словами - поставлены все звуки.  Важно, чтоб в речи ребенка не было замен звуков (КОШКА → КОСКА, РУКА →ЛУКА), искажений.  Нарушенное произношение мешает детям правильно читать.

Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают  на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в произношении проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, а значит, затрудняется в понимании прочитанного.

Специалисты знают, что хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. За этот процесс отвечает фонематический слух. Буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего, если у малыша  достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово.

У наших детей с нарушенными в произношении звуками часто наблюдается недостаточное развитие фонематического слуха. Ребенок не различает такие признаки, как твердость-мягкость (при чтении ошибки в словах УГОЛ –УГОЛЬ),  звонкость-глухость (ошибки типа: ТОЧКА→ДОЧКА, СОВА→СОФА), место и способ образования звука (при чтении ошибки ЖУК→ЗУК, ШУБА→ЩУБА, ЦАПЛЯ→САПЛЯ и др).

С фонематическим слухом тесно связано фонематическое восприятие. Ребенок легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах "кошка, шуба, мышь". Также из отдельных звуков может собрать слово С,О, Б, А, К,А →СОБАКА.

Важно, чтобы ребенок правильно слышал все звуки и не путал их по звучанию и произношению  с другими.  Иначе он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах.

Если ребенок плохо говорит, значит, у него недостаточный словарный запас. То есть он не знает еще многих слов родного языка. Обучать чтению в этом случае нельзя, потому что малышу приходится выполнять двойную работу: сначала прочитать слово, а затем еще запомнить его значение. Это настолько тяжело и утомительно, что желание учиться пропадает у ребенка сразу и навсегда.

Таким образом, если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, то это может привести к дислексии – нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма).  С данными проблемами работает логопед.

 Если вы хотите научить ребенка читать, проверьте, сформирована ли у ребенка речевая готовность, т. е. умение:

  • правильно произносить все звуки языка;
  • выделять первый и последний звук в слове;
  • разделять слово на слоги;
  • определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  • придумывать слова на заданный звук;
  • сливать два названных звука в  слог: М+А=МА;
  • повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА; СА-ША-ША и др.
Категория: Жмарёва Наталья Евгеньевна - логопед | Добавил: detsad72 (11.06.2021)
Просмотров: 1749 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar