Главная » Статьи » Жмарёва Наталья Евгеньевна - логопед |
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются:
Если у ребенка нарушена одна из этих составляющих, будут наблюдаться трудности в освоении навыков чтения. К моменту начала обучения чтению у ребенка должны быть сформирована звуковая система речи, другими словами - поставлены все звуки. Важно, чтоб в речи ребенка не было замен звуков (КОШКА → КОСКА, РУКА →ЛУКА), искажений. Нарушенное произношение мешает детям правильно читать. Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в произношении проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, а значит, затрудняется в понимании прочитанного. Специалисты знают, что хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. За этот процесс отвечает фонематический слух. Буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего, если у малыша достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. У наших детей с нарушенными в произношении звуками часто наблюдается недостаточное развитие фонематического слуха. Ребенок не различает такие признаки, как твердость-мягкость (при чтении ошибки в словах УГОЛ –УГОЛЬ), звонкость-глухость (ошибки типа: ТОЧКА→ДОЧКА, СОВА→СОФА), место и способ образования звука (при чтении ошибки ЖУК→ЗУК, ШУБА→ЩУБА, ЦАПЛЯ→САПЛЯ и др). С фонематическим слухом тесно связано фонематическое восприятие. Ребенок легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах "кошка, шуба, мышь". Также из отдельных звуков может собрать слово С,О, Б, А, К,А →СОБАКА. Важно, чтобы ребенок правильно слышал все звуки и не путал их по звучанию и произношению с другими. Иначе он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах. Если ребенок плохо говорит, значит, у него недостаточный словарный запас. То есть он не знает еще многих слов родного языка. Обучать чтению в этом случае нельзя, потому что малышу приходится выполнять двойную работу: сначала прочитать слово, а затем еще запомнить его значение. Это настолько тяжело и утомительно, что желание учиться пропадает у ребенка сразу и навсегда. Таким образом, если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, то это может привести к дислексии – нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). С данными проблемами работает логопед. Если вы хотите научить ребенка читать, проверьте, сформирована ли у ребенка речевая готовность, т. е. умение:
| |
Просмотров: 1749 | |
Всего комментариев: 0 | |