Четверг, 21.11.2024, 13:40
Приветствую Вас, Гость
 
Главная » Статьи » Жмарёва Наталья Евгеньевна - логопед

Чем занимается логопед

Вы считаете, что у Вашего ребенка есть речевые проблемы?

Логопед поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию. Отметит, какие есть отклонения в звукопроизношении, понимании, общении, какие стороны речи и психические функции необходимо развивать. Дело в том, что речь тесно связана с особенностями мыслительной деятельности, уровнем развития памяти, ритмическими способностями, координацией движений и мелкой моторикой, слуховым вниманием и др.

Логопед знает, как:

  • научить ребенка правильно произносить звуки.

Коррекция звукопроизношения – самый распространенный вид работы логопеда.

Одними из самых часто встречающихся недостатков речи у дошкольников являются различные нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:

  • подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
  • этапа вызывания правильного звука (постановка звука);
  • этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).
  • развивать фонематическое восприятие.

Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи – фонемы.

Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано только при условии развитого фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической (звуковой) стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.

Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому,  что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарный запас наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у Вашего ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

  • расширить словарный запас и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.)

У ребенка с нормальным речевым развитием к 5-ти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка: он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарный запас пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.

Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5 - 2 тыс. Слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки…).

Самостоятельно, без вмешательства логопеда, такие нарушения не преодолеваются ребенком, необходима специально построенная логопедическая работа.

  • работать над умением составлять рассказы, пересказы;
  • сформировать предпосылки для овладения чтением и письмом;
  • работать над профилактикой нарушений чтения, письма – дислексией и дисграфией;
  • формировать слоговую структуру слова.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление нормально, и беспокоиться о состоянии ребенка не нужно. В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.

Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.

Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

  • безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку)

Что делать, если у ребенка укорочена уздечка?

Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков [Р] и [Л].

Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут видны результаты. И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

  • и не только…

Для ребенка составляется индивидуальный коррекционный маршрут, подбираются задания и упражнения.

Категория: Жмарёва Наталья Евгеньевна - логопед | Добавил: detsad72 (08.06.2023)
Просмотров: 240 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar