Четверг, 21.11.2024, 13:28
Приветствую Вас, Гость
 
Главная » Статьи » Земляницына М. Н. - психолог

"КАК РАЗВИВАТЬ РЕБЁНКА: МЕНЬШЕ ИГРУШЕК"

Мы с мужем решили поставить эксперимент над нашим ребенком, а получилось, что это во многом повлияло и на нас самих. 
Я думаю, из названия вы уже поняли, о чем пойдет речь, поэтому я начну немного издалека. Я очень люблю увлеченных людей: когда человек говорит о том, что освоил что-то до мельчайших нюансов - это вызывает у меня огромный интерес и даже зависть, независимо от того, о какой сфере идет речь. 
Сама эта способность окопаться в суть вещей, мне кажется, является какой-то важной частью жизненной силы: при чем мотивом может быть простое, и даже можно сказать детское, необузданное любопытство. 
Может быть, это взрослый человек, который несколько десятков лет изучает то, как устроен мозг и все связанные с ним удивительные истории, а может быть, это маленький человек, который изучил желтенькую резиновую уточку: он ее уже погрыз, обсосал, повозил по полу, попытался засунуть в разные места, попытался разорвать на части, попытался извлечь с помощью нее все возможные звуки - в эти моменты эти увлеченные люди очевидно ближе ко вселенской истине, чем я, просматривающая картинки котиков в интернете. 
Впрочем безусловно я и сама часто могу выпасть из пространства и времени, маниакально изучая что-то. И, что мне нравится в этом - это не про какое-то "правильное" поведение, это про развитие себя самого - ведь это именно мой интерес и моя зона ближайшего развития. А побочный эффект: всестороннее развитие в детском возрасте и высокий профессионализм - во взрослом. Лень, пассивность, безответственность, проблемы в учебе, в карьере? Нет, в жизни остается только одна проблема: не хватает времени на то, чтобы изучить все, что хочется. 
В общем мне повезло, что то, что мне так нравится в людях, совпадает с тем, что полезно для ребенка. Осталось только сделать так, чтобы он научился самостоятельно и от души концентрировать свое внимание на том, чем он занят. 
Как развивать ребенка так, чтобы он научился концентрировать внимание? Больше всего меня в этом порадовал подход Монтессори, в котором преподаватели очень внимательно подбирают детям занятия и интересные упражнения, исходя из того, насколько развит ребенок к данному моменту и учитывая то, к чему он сам проявляет интерес. К тому же они терпеливо и настойчиво учат ребенка обращать внимания на мелочи и детали, что делает любой процесс более полным и содержательным. В итоге можно видеть малыша, который старательно собирает рассыпавшуюся гречу по крупинке, или застегивает и расстегивает молнию, приноравливаясь к ней. Ему в этот момент для счастья больше ничего не нужно. Он забывает, что хотел есть, он забывает, что любит маму - есть только молния, которую в этом месте почему-то никак не подцепить... 
Игрушки не должны водить вокруг ребенка хоровод, издавать какие-то мелодии… Игрушки вообще не должны развлекать ребенка. Игрушки - это инструмент игры. Игру из них должен добыть сам ребенок. 
И в то же время практика показывает, что вдохновить ребенка на что-то интересное может быть невероятно трудно, почти невозможно - когда вокруг него много других конкурирующих за его внимание вещей. Они буквально зовут его: "Деревянный кубик - ничто! У нас есть для тебя что-то плюшевое, музыкальное, самоходно-звенящее! С нами ты забудешь обо всем!" Так мы с мужем решили, что жизнь нашего ребенка не будет завалена игрушками, но к тому времени как малышу исполнился год и месяц, мы уже обнаружили себя в Икее, выбирающими среди огромных контейнеров что-то не самое громоздкое для хранения игрушечек нашей крохи. Вы уже были там? В "детском" отделе огромных коробок для хранения? Внутренний голос подсказывал нам, что мы делаем что-то не то. Мы вышли из Икеи без покупок и решили сначала что-то поменять в своей голове и реорганизовать что-то дома. Обсудив тему игрушек и найдя в поддержку нашим идеям в умных книжках, мы отважились на наш эксперимент. Это было месяц назад. 

Начало эксперимента: 
Мы перебрали и рассортировали все игрушки нашего ребенка, впечатлившись их количеству, и оставили примерно по три игрушки в каждой комнате (в основном "скучные" кубики, пирамидки, шарики, домик) и парочку книжек. Одно из наших ожиданий, что в результате эксперимента, ребенок станет более спокойным, сосредоточенным и креативным. Хотя в общем он итак у нас умеет быть и активным, веселым, и созерцательным, самостоятельно листать журнальчик, кривляться перед зеркалом, играть с кастрюлями, никаких жалоб у нас нет. Но лишний источник перевозбуждения, если он есть, должен быть нейтрализован. 

Наши впечатления в самом начале: смешанные чувства. 

  • Мы ужасные родители. Казалось, что мы делаем, что-то совершенно кощунственное и недопустимое. Т.е. если бы была полиция малышей, мы бы точно были уже арестованы. 
  • Мы делаем что-то интуитивно верное. Но в то же время никакого реального чувства вины не испытывали, скорее, наоборот, четкое и спокойное ощущение, что мы делаем что-то правильное. 
  • В квартире стало больше воздуха. Это очень приятно. Теперь навести порядок после того, как сын поиграл 10 минут все-таки - вполне реальная задача. 
  • Всплывает очень много своих детских переживаний про то, когда чего-то не хватало, а очень хотелось. Очень трудно не проецировать это на своего ребенка. А ведь это совершенно разные истории. Если мы в детстве жили прямо скажем не очень богато, это не значит, что наши дети должны расплачиваться за это и жить в гипермаркете игрушек с постоянной кокофонией новых впечатлений. 
  • Ой, я не специально. Начинаешь понимать, что часто (не всегда, но часто), давая ребенку очередную игрушку, руководствуешься в этот момент НЕ ЕГО ПОТРЕБНОСТЯМИ. Неприятно это осознавать, но я замечала это и за собой, и за другими родителями: давая ему еще одну игрушку, я порой просто не справляюсь со своими переживаниями. 

Собственное чувство вины за что-то (не важно за что) - на тебе сынок еще игрушку. Большое чувство вины - на тебе очень дорогую игрушку. 
Хочется отвлечь, "заткнуть" ребенка на время, когда сам занят чем-то важным 
Хочется непременно дать ему то, чего не хватило самому (независимо от желаний и потребностей ребенка), это какая-то своя тоска по тамагоччи из детства 
Беспомощность и непонимание, чем ребенок недоволен или чего он хочет. 
В итоге получается: "Извини сын, у меня какой-то бардак в голове. Поэтому вот тебе еще тринадцать игрушек". Кажется, просто уже в день начала эксперимента я узнала о себе много нового, стала четче замечать свои чувства. 

Реакция ребенка. 
Маленький человек просто пошел играть с теми игрушками, которые ему остались. Кажется, он не заметил никаких перемен. Ну благо он действительно маленький еще. С каким-нибудь трехлетним-пятилетним мы бы эту реформу проводили, конечно, с его участием. 
А пока расскажу вам про итоги эксперимента и наши выводы по прошествии месяца: 

Итоги эксперимента. 

Наши впечатления: 

  • Игрушек по-прежнему много. Поскольку нам очень нравилось все происходящее, сохранялось (и сохраняется) ощущение, что игрушек по-прежнему больше, чем нужно ребенку. Игрушки игрушками, но есть еще ящики в шкафу, кастрюли контейнеры на кухне, магнитики на холодильнике, игрушки в ванной... Походу эксперимента мы еще много что убрали из доступа. Нет, у нас нет никакого маниакального стремления к минимализму или к тому, чтобы наш ребенок почувствовал себя нищим. Нет. Просто смотришь и видишь - много игрушек. Их не запомнить. Все же когда их 5-7 одновременно это куда ни шло. Но когда кухня завалена кастрюлями, крышками, пакетами, магнитиками и игрушками - это перебор. Все выводы мы делали, глядя на то, чем занят ребенок. Но все это непросто. Решая выдать ему новую игрушку, было трудно выбрать, что из имеющихся игрушек убрать обратно в шкаф. 
  • У нас, кажется, тоже слишком много хаоса в наших вещах. При том, что у нас не было особого бардака, мы волей не волей стали перебирать какие-то свои кладовки и антресоли. Оказалось, что есть довольно много вещей, которые не приносят нам радости и с которыми хочется попрощаться. МЫ не ожидали такого сильного эффекта. 
  • Действительно проще сосредоточиться на чем-то, когда ничто не отвлекает. Это сейчас заметно и по малышу и по своей жизни тоже. Пока что полное ощущение, что от уменьшения количества игрушек всем становится легче и лучше. И от этого действительно и самой приятнее и проще поддерживать порядок в доме, в голове, в режиме дня. Нет никакого круговорота хаоса. И у меня есть ощущение, что для познания чего-то разум должен быть немножко ГОЛОДНЫМ. Дети они, конечно, совсем другие люди, но все же вопрос о том, как развивать ребенка, во многом похож на вопрос, как развиваться самому. 
  • Ребенок намного креативнее, чем я думала. Более того, он реально может придумать больше игр, чем я. Я никогда не жаловалась на свою креативность. Но ребенок реально видит мир немного иначе. Если я садясь за пианино, начинаю играть, то он помимо стандартного звукоизвлекания, может попытаться извлечь из пианино черные клавиши или может стучать по пианино... тоже звук. И так во всем. Например, он многие вещи возит по полу - получаются разные звуки. По кафелю особенно интересно. Его фантазия безгранична. Про свою я не могу такое сказать, хотя знаю сотни игр для детей. Меньше игрушек - больше игр. 
  • Мы часто развлекаем ребенка, потому что скучно нам. Эту идею мне подкинула сестра, которая заметила, что он может очень долго и внимательно разглядывать картинку в книжке (еще более сосредоточенно, чем раньше). И вот ты уже посылаешь ему мысленный зов: "Давай переворачивай уже страницу! Что тут интересного?" Или: "Да сколько же можно играть с одной деревянной колобашкой?!" А потом мы жалуемся, что у нас дети не усидчивые. 
  • Я почувствовала, что он справляется без меня. Несмотря на то, что это и была моя цель, чтобы он мог с удовольствием играть сам много и увлеченно, несмотря на то, что я давно внимательно слежу за своими ощущениями и за ним, чтобы мы не залипали друг на друге тогда, когда не нуждаемся в этом на самом деле - и все равно я была впечатлена. Я вдруг почувствовала, что он, правда, может и без меня. Как так?! Даже обидно! Впрочем, я, конечно, нужна ему очень сильно - просто как мама. Но не обязательно для развлечения. Развлечь себя он умеет очень хорошо. 
  • Я стала внимательнее к ребенку, а не к тому, что его окружает. Мне стало проще отлавливать себя на желании чем-то “заткнуть” малыша, когда я чем-то занята. Да, легко подсунуть какую-нибудь игрушку. И я по-прежнему иногда делаю это. Но теперь мне очевиднее, что он ко мне подходит не потому что ему не с чем играть, а скорее всего по какой-то другой причине. Ему нужно что-то именно от меня. 

Ну и собственно, как все это переживал наш сын? 
Маленький человек: 

  • Всегда занят делом, играл себе спокойненько, как и раньше в то, что есть. 
  • Стал внимательнее и более сосредоточенно относиться к тому, что попадает ему в руки. Раньше часто бывало так, что какую-то новую вещь (даже новую интересную игрушку) он разглядывает секунд 20. После этого она откидывается в сторону и малыш ищет себе еще что-то новое. Вы, наверняка, наблюдали такое поведение детей? Если ты хотел удивить и порадовать ребенка, становится обидно. Сейчас у него по-прежнему много новых впечатлений - он их способен найти, кажется, даже в абсолютно пустой комнате, но их количество не зашкаливает. Свой журнальчик "Машины и механизмы" он может листать и разглядывать бесконечно. Реально задумаешься, кто здесь более усидчивый и сосредоточенный человек. 
  • У него есть условно два состояния: "хочу на ручки" и "пойду-ка я займусь чем-нибудь интересненьким" - ни то, ни другое никак не связано с тем, сколько у него игрушек. Т.е. даже если он будет сидеть на горе с новыми игрушками, если он хочет к маме, то он хочет к маме. А если он готов заняться своими делами, то окажется, что мячик и деревянный кубик еще не до конца освоены. 
  • Он перестал плакать, всегда улыбается, не пристает с капризами, научился ездить на двухколесном велосипеде и пишет диссертацию. Нет, это не так. Но у него действительно появилось больше разных игр с одними и теми же простыми вещами. Деревянный кубик: им можно стучать, его можно просовывать сквозь ящик сетку, его можно скидывать с дивана и лезть за ним. Вы можете полчаса играть с одним деревянным кубиком? А он может. Мячик, обычный мячик: его можно бросать, грызть, по-разному хватать и старательно из раза в раз пытаться достать из-под низкой табуретки, куда предварительно его закинул. Трубочка и палочка: их можно вставлять друг в друга, можно по-разному держать в зубах, можно катать, можно проводить ими по разным рельефным поверхностям, естественно, стучать обо все. Ну а если уж удалось добраться до обуви, то количество игр вдруг резко возрастает! 

 Выводы: 
Контейнеры для хранения так и не понадобились. Эксперимент продолжаем... 
Я конечно, так просто от него не отстану и еще очень многому его научу, очень много интересного ему подарю... Но сейчас все свои бесчисленные ежедневные игры он придумывает сам! У меня есть ощущение, что этот эксперимент позволил нам лучше узнать и ребенка, и самих себя. Я чувствую, что за этот месяц и в моей жизни стало меньше какой-то шелухи, а следовательно сильно повысилась концентрация всего того, что мне по-настоящему нравится. Но это уже немного другая история. 
Я не знаю, как будет развиваться наш эксперимент дальше, но пока что нам нравится эффект и впечатляет то, как непросто это для нас, взрослых. Как развивать ребенка? Иногда оставить наедине со “скучной” игрушкой. 

 

Категория: Земляницына М. Н. - психолог | Добавил: detsad72 (11.01.2017)
Просмотров: 818 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar