Четверг, 21.11.2024, 13:24
Приветствую Вас, Гость
 
Главная » Статьи » Степанова Н. В. - воспитатель

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

В детском саду дидактическая игра может выполнять несколько функций: игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форма обучения, самостоятельной игровой деятельностью, а также является средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Как игровой метод обучения дидактическая игра рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. В играх-занятиях ведущую роль играет воспитатель, он использует игровые приёмы, создает игровую ситуацию с целью повышения интереса к занятию. С помощью игр-занятий можно передать не только знания определенные, но и научить детей играть. Основой для игр является сформированные представления о строении игрового сюжета. Но при этом важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний в самостоятельные, творческие игры. Дидактическая игра может использоваться на любом занятии и ФЭМП, и ознакомление с окружающим миром, и на развитии речи, в развитии сенсорной культуры.

Как форма обучения детей дидактическая игра также включает в себя два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель в этом случае может быть и ведущим, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Как самостоятельная игровая деятельность дидактическая игра основана уже на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь тогда, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и если эти правила, они усвоили. Дети любят игры, хорошо знакомые и с удовольствием в них играют. Например, народные игры, правила которых детям известны: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Наоборот» и т. д. Задача воспитателя в данном случае заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы они были не только участниками, но и сами могли организовать игру. Воспитатель должен позаботиться об усложнении игры, расширить их вариативность, если интерес к игре стал угасать.

Самостоятельно ребята могут играть как на занятиях в дидактические игры, так и в не занятий. На занятиях нужно использовать те игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. При этом занятия у детей закрепляются и систематизируются.

Как средство всестороннего воспитания личности ребенка дидактическая игра тоже может выступать.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это такие игры, как «День рождения Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать».

В более старшем возрасте дидактические игры направлены на воспитание нравственных чувств и отношении: уважение к людям труда, любви к Родине, защитникам нашей Родины.

В трудовом воспитании многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например: «Кто построил дом?», дети узнают о том, что прежде чем построить дом, сначала архитекторы-проектировщики работают над чертежами, затем уже к делу приступают строители: каменщики, маляры и т. д. Если ребята ещё и сами изготавливают атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся.

В эстетическом воспитание, очень важно, чтобы дидактический материал соответствовал гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены. Храниться в доступном для детей месте.

В физическом воспитании дидактические игры также играют огромную роль. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Когда мы играем в дидактические игры, мы не только можем учить, но и можем выявлять черты характера каждого участника. Как положительные — настойчивость, честность, так и отрицательные — эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры воспитатель подмечает, что одни дети много знают и смело отвечают, другие знают меньше и держаться несколько в стороне. Труднее выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых. Такие дети, как правила любят оставаться в роли наблюдателей. Нерешительность и неуверенность в себе преодолевается в игре. Воспитатель, играя с детьми, незаметно дает им более легкие вопросы. Удачные решения игра за игрой, вселяют в ребят уверенность и постепенно помогают преодолевать стеснительность.

Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: уметь договариваться; не требуй всегда ведущей роли; не мешай товарищам. Эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий для их усвоения.

 

Категория: Степанова Н. В. - воспитатель | Добавил: detsad72 (14.03.2019)
Просмотров: 3029 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar