Главная » Статьи » Манзюк Н. Н. - воспитатель |
Когда ребёнок овладевает правилами поведения, это способствует образованию у него твёрдых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них. Уже в раннем возрасте выполнение режима создаёт предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо, прежде всего, приучать ребёнка выполнять требования режима дня, прививать ему навыки самообслуживания. Освоение этих навыков – если создана атмосфера заинтересованности успехами ребёнка, если ему предоставляется, возможно большая самостоятельность – интересно и самому малышу, вызывает у него желание добиться результата. И не в том только дело, что развиваются важные практические навыки,- меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми. Ребёнок, раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, смелее вступает в общение, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. К концу четвёртого года жизни дети уже хорошо говорят, движения у них более уверенные. Всё это позволяет расширять возможности воспитания у детей навыков и привычек культурного поведения, правил взаимоотношений, более прочно их закреплять. Если по отношению к детям младших возрастов особое значение имеет показ действия, личная помощь взрослого ребёнку, то в дальнейшем большую роль приобретает напоминание, поощрение усилий ребёнка, его стремлений самостоятельно оказать помощь другим. Складываются первые дружеские симпатии и привязанности детей, на этой основе успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры речи. Осознание детьми правил поведения является важнейшим условием их соблюдения. Надо, чтобы дети убедились в том, что выполнение правил помогает им лучше наладить игры, более успешно достигать результата в труде, на занятиях. При соблюдении правил реже возникают ссоры, разногласия между детьми. На старшей ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. А ведь она – один из важнейших показателей нравственной готовности к школьному обучению: будущему школьнику придётся выполнять учебные обязанности, рационально трудиться на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно, в домашних условиях. Организованность – это сложное качество личности. Внешние его проявления выступают в собранности, точности, аккуратности. Внутренняя же сторона этого качества состоит в настойчивости, в умении планировать свои действия, умении контролировать себя, оценивать свою работу и работу товарищей. Организованность предполагает волевое развитие, умение управлять возникающими желаниями, эмоциями, поведением. К концу старшего дошкольного возраста организованность может приобрести новые ценные качества, имеющие важное значение в нравственной подготовке ребёнка к школьному обучению. Ребёнок становится не только исполнителем требований взрослых, обращённых к нему или к группе детей, - он начинает предъявлять требования к самому себе и к другим детям.
| |
Просмотров: 1252 | |
Всего комментариев: 0 | |